четверг, 5 января 2017 г.

Лепка на турнетке - жгутовой метод

Илья Калашников. ТВ «Бобёр»



Лепка на турнетке

Турнетка – это прекрасное гончарное приспособление. 


Оно упрощает процесс создания глиняных изделий. В частности есть такой способ – жгутовой. Им я сейчас буду лепить кружку.

Откладываю турнетку и беру кусочек глины; это будет дно моей кружки. Разминаю глину ладонями и делаю из неё шарик. 



Чтобы получилось дно, глиняный шарик необходимо расплющить. Для этого я стукну его об стол вертикально вниз, ни в коем случае не под углом. 


У меня получилось «овсяное печенье», которым гончары в шутку кормят друг друга в темноте. Немножко пристукну его нижней частью ладони. 


«Овсяное печенье» неоднородно по толщине, а мне надо добиться однородности, чтобы в центре была такая же толщина, как и по краям. Для этого аккуратно разминаю его пальцами по всей поверхности.



Откладываю дно будущей кружки на турнетку и беру ещё немножко глины. Из этого кусочка я делаю жгут. 


Когда керамист делает правильный жгут, он использует только ладонь, потому что пальцы оставляют бороздки в глине. Жгут должен быть очень ровным по всей толщине.



Придвигаю турнетку и начинаю аккуратно наматывать жгут по периметру будущего дна, очень-очень аккуратно. 


Когда дойду до конца первого яруса, необходимо сильно прижать место стыка и затем уже перейти на второй ярус, второй «этаж», так же наматывая жгут по периметру. И здесь прижимаю пальцем место стыка, ни в коем случае не оставляя воздуха между глиной, пузырька, иначе пузыри взрываются в печи во время обжига изделия.

Далее пальцем размазываю слои глины, примазываю их друг к другу.  


На весу это делать неудобно, а на турнетке – очень просто. Турнетка вращается, и у меня всё получается! Примазывая глину, можно использовать движение сверху вниз или снизу вверх. 


Переворачиваю изделие и обрабатываю стыки с другой стороны. Дно готово!

Сейчас я приклею изделие на турнетку поосновательней. Беру капельку воды, капаю на центр турнетки и немножко размазываю. Прилепляю изделие, с силой бросив его вниз. Теперь катаю второй жгут. 

Так же, как и первый жгут, положу второй на изделие на турнетке, подняв стенку ещё на несколько ярусов. 

И размазываю слои глины.

Теперь осталось положить финальный жгут. Перед этим мне нужно выровнять край с помощью металлической пластины. 

Ставлю руку очень жёстко на стол, подложив под неё что-нибудь для опоры. Моя задача одновременно крутить круг и прислонять карточку, при этом карточку нужно держать очень жёстко. 


Снимаю отрезанную верхушку. 

И сразу начинаю приклейку жгута. Финальный жгут немного толще, чем предыдущие. 

Он выполняет роль ребра жесткости, чтобы кружка не разбилась. Наматываю жгут на верхушку стенок и, дойдя до конца, отщипываю от него кусочек и пристыковываю к началу. И так же замазываю глину.




С помощью металлической пластины лучше будет выровнять поверхность изделия. Я начинаю крутить турнетку и потихонечку ровнять, просто приложив пластину к стенке. Таким способом выравниваю всё изделие. 



Пластиной можно придать и фактуру изделию.



Теперь делаю последний жгут, который будет ручкой. 


Чтобы ручка точно не отвалилась, оборачиваю в двух местах края ручки тоненьким контрольным жгутиком и размазываю, чтобы ручка «вросла» в кружку.



Вот так, благодаря простому приспособлению (турнетке) и жгутовой техники лепки, у меня получилась прекрасная керамическая кружка!



А тем, кто хочет заняться гончарным искусством, совсем необязательно покупать сначала гончарный круг. Прежде можно научиться чувствовать глину на таком замечательном приспособлении – турнетке.


Ура Бобру!

Комментариев нет:

Отправить комментарий